volkovnitsky.ru -> Хард Топ Марин
официальный дистрибьютор в России: Aquador, Nord Star, Castello
О КОМПАНИИ КАТЕРА ТЕСТДРАЙВЫ КАТЕРА Б/У ПРИЦЕПЫ УСЛУГИ


Наращивая мощь
Карл Ричардсон, "Motor Boat"


Самый крупный катер в модельном ряду "Аквадоров", "Аквадор-32С", предоставляет нам несколько больше комфорта по сравнению со своими предшественниками. Не потерял ли он при этом в присущих бренду завидных мореходных качествах? Ответ даст выход в море при шестибалльном ветре. Кажется, неспроста производство "Аквадоров" было перенесено в Скандинавию - страну, где дух мореплавания традиционно силен. Конструкция катера отвечает очень высоким и весьма специфическим требованиям. Если взять опытную команду, например, автомобильных дизайнеров, и предложить им спроектировать подобное судно, они смогут выдать нечто выглядящее на миллион долларов, но готов поспорить, что, поднявшись на его борт, клиент вскоре потребует возмещения ущерба на эту же сумму. Но даже профессиональный конструктор-судостроитель иногда забывает об абсолютной необходимости того, можно было бы назвать "навигабельностью", или соответствием хорошей морской практике - комплексе качеств судна, превращающих любой круиз в безопасное и приятное событие. Разработчик подчас сдается под натиском требований броской стильности и удобства групповых времяпрепровождений на борту. Понятно, о чем речь: о возможной нехватке ограждающих релингов, отсутствии нормального доступа к двигателю и таких палубных проходах, каким порадуется разве только ярый любитель адреналина. Приятно, конечно, если окна (непременно тонированные) потрясающе выглядят и утонченно соответствуют форме подстаканников на верхнем мостике, но это вряд ли поможет вам в пятибалльный шторм. Идеал как всегда где-то посередине. Покупатель любит шикарные формы, но также нуждается и в некоторой кондовости судна, делающей путешествия простыми, безопасными и полными удовольствия - а эти качества очень непросто совместить.

2 r0b0ts


"Аквадору" же известна цена хорошей морской практики. Его гамма быстроходных всепогодных катеров с закрытым постом управления и свободным доступом к периметру борта выгодно отличается от прочих аналогов, и составляет реальную конкуренцию армии открытых спортивных крейсеров. Нам предложен для тестирования 32-футовый (9,7-метровый) флагман этой гаммы. Переведя свое производство на новые мощности в Финляндии, строители сосредоточили внимание на повышении комфортабельности и качестве отделки интерьеров. Ухудшило ли это мореходные качества катеров? Тридцатиузловой ветер в условиях прилива позволит дать нам верный ответ.

На борту

Кажется, неспроста производство "Аквадоров" было перенесено в Скандинавию - страну, где дух мореплавания традиционно силен, и очевидными соперниками им здесь станут "Нимбусы" - аналогичный скандинавский бренд, переиграть который непросто, учитывая качество постройки и оборудования. Но у "Аквадора" есть некоторые собственные "фишки", способные сделать новый 32-футовик неотразимым, не последней среди них будет наличие кругового запалубленного прохода вокруг всей рубки.
Все, что относится к открытой палубе, выглядит первоклассно. Прочная дверца в транцевой переборке у плавательной платформы - первое доказательство качества - запирается не простой задвижкой, а правильным дверным замком. Два интегрированных в платформу люка скрывают под собой лесенку для купания и практичный самоосушаемый отсек для принадлежностей. В кокпит катера можно войти через "калитку" в кормовой переборке. В нем может быть установлена тиковая скамейка и столик. Кокпит достаточно глубок и частично перекрывается сверху козырьком крыши рубки, хорошо защищающим от стихии.
Полубачная архитектура катера сразу привлекает внимание. Притопленные бортовые проходы шириной 230 мм, оборудованные служебной подсветкой, дают возможность выйти навстречу ветру и обеспечивают безопасность работы экипажа. Важно также то, что они предоставляют пространство для реализации и другой удачной особенности "32-го" - сдвижных рубочных дверей.
За возможность предоставить такое удобство доступа в рубку зачастую борются даже крупные 60-футовые (18,3 м) катера, потому невозможно переоценить его значение. Также как и широкая кормовая дверь, эти сдвигающиеся назад двери чрезвычайно прочны и могут надежно фиксироваться в нескольких положениях, в достатке предоставляя как доступ, так и вентиляцию рубки. Проемы в мощных (диаметр трубы 30 мм) релингах позволяют легко спрыгнуть на швартовный бон, что немаловажно при работе в одиночку. К носу от дверей огражденная буртиком палуба образует ступеньку, максимально увеличивающую подпалубное пространство.
Внешний вид судна существенно улучшается при заказе тикового палубного настила стоимостью 3 766 фунтов; это недешево и не слишком нужно на практике, но при его наличии катер определенно добавляет стильности. Если вы предпочтете отказаться от него, на носовой палубе все равно останется тиковая площадка для размещения якоря. Электрический брашпиль обойдется вам еще в 2 044 фунтов.
В соответствии со скандинавской традицией вход на судно производится с носа, а якорь обычно заводят с кормы - в этом случае устанавливаемый на транце брашпиль будет стоить 3 658 фунтов. Такой "кормовой" образ мысли объясняет, почему носовые утки расположены носовее стоек релинга, притом что, казалось бы, их перемещение всего на несколько дюймов назад обеспечило бы значительно более удобный к ним доступ. Вся прочая палуба также хороша - крыша рубки имеет нескользящую поверхность, поручни расположены там, где нужно, а качество и детализация экстерьера, как говорится, "в самую точку".
Двойную роль поста рулевого и комфортабельного салона рубка исполняет очень хорошо

Общее расположение

За год с тех пор, как я побывал на борту "Аквадора", в оборудовании и отделке интерьеров заметны улучшения, и - в зависимости от того, как вы относитесь к полированной вишне - они весьма к себе располагают. Что не претерпело изменений, так это великолепное остекление. Свет наполняет помещение сверху и сбоку и действительно расширяет пространство салона. При раскрытых боковых дверях и широком потолочном люке уменьшение ширины рубки за счет наружных проходов совершенно не ощущается.
Внутренняя планировка вполне традиционна, при этом набор стандартного оборудования обширен. Двойную роль поста рулевого и комфортабельного салона рубка исполняет очень хорошо. Чтобы справиться с трудностями в пути, пристегивающиеся коврики могут быть сняты, открывая прочный имитирующий тик пластиковый настил, здесь также в достатке безупречно белых пластиковых накладок, противодействующих подтеканию брызг в салон. Теплоту интерьеру придает вишневое дерево, немного темное, с красноватым оттенком, добавляющее богатства отделке передней переборки и группе светильников над столом салона. Самый большой массив вишни образует аккуратную камбузную стойку.
Возникает естественное предположение, что судно подобного типа должно отвечать запросам людей, предпочитающих серьезные продолжительные плавания, и потому максимально использующих имеющиеся на борту бытовые удобства. Возможно это так, но мне достаточно возможностей плиты "Wallas", работающей на дизельном топливе, и идущей в составе стандартного оборудования, хотя выглядит она как отдельный модуль и обходится без газа. В любом случае дизельный комплект это лучше чем спиртовка или электроплита на 220 В, требующая оборудованной стоянки для того, чтобы приготовить хотя бы чашку чаю.
Установленная в стойку вишневого дерева двухконфорочная плитка имеет модный легкоочищаемый стеклянный верх, духовка хорошо оборудована, а ее стальную дверцу с текстурированной поверхностью увенчивает изогнутая тиковая ручка. Потенциальное преимущество плиты от "Wallas" в том, что она способна работать в составе системы отопления катера, хотя это и не проблема для владельцев "Аквадора", оборудованного такой системой по стандарту.
Под разделочным столом в достатке выдвижных ящиков, но только один из них разделен на отсеки. Откидная крышка перекрывает плиту и раковину, образуя рабочую поверхность для приготовления пищи, хотя кок может использовать для этого и обеденный стол салона. Дополнительное пространство для работы может быть освобождено сдвигом вперед сиденья рулевого, но этот выигрыш сомнителен, поскольку управление при этом затрудняется, в то время как рядом в наличии целый обеденный стол. Этот увесистый представитель резной мебели способен раскладываться для большего удобства тех, кто отдыхает на П-образном диване. Стол можно снять и заменить вставкой, образовав двойное спальное место в дополнение к двум каютам.
Средняя двуспальная каюта, пожалуй, более предпочтительное убежище по сравнению с главной носовой, поскольку попасть в нее не так просто, при этом и она предоставляет достаточно комфортные условия обитания. Вишневая мебель, встречающая вас у входа, создает шикарную обстановку, в то время как замечательное сиденьице вдоль борта в комплекте со светильником - это наилучшее место для прокладки курса. Если вы привыкнете к ограниченной высоте этой каюты, полагаю, вы предпочтете проводить вечера здесь, отправляя гостей в более просторную носовую каюту, и это позволит вам выглядеть гостеприимнее.
В обеих каютах имеется достаточно места для одежды и полно светильников. Как и на всем судне, освещением можно управлять как автономно, так и с главных панелей, логично размещенных у входа в каждую каюту. Каюты оборудованы открывающимися иллюминаторами, а носовая радует широким верхним люком в изящном вишневом обрамлении.

Не понравилось: чтобы добраться до водяного фильтра, надо проползти над двигателем Санузел предоставляет в достатке места при своей более чем полутораметровой длине; туалет, и душ, также как и три объемистых отделанных вишней шкафчика удобны в использовании. На панели вместе с душевым краном расположены индикатор наполнения сливной цистерны и выключатель помпы откачки. Единственная сложность - это аккуратная душевая головка, неудачно размещенная слишком близко к занавеске.
Серьезная особенность "32-го" как крейсерского судна - в предостаточном наличии мест для хранения разнообразного снабжения. В дополнение к объемам внутри каждой из кают и шкафам туалетной кабины, сиденья салона скрывают под собой рундуки, полно места для припасов и на камбузе. Запасов должно с избытком хватить для потребностей команды из четырех человек, а возможно и шести.
В рубке ощущается нехватка поручней, они есть только у входа в носовые каюты. Здесь же слишком заметен вырез в пластиковой секции палубы - его грубоватая кромка выглядит неуместной в столь хорошо исполненном интерьере.
Понравилось: всепогодность и комфорт; прекрасные бортовые проходы и сдвижные двери рубки

"Aquador-32C" на ходу

Ветер, завывающий в заливе Солент со скоростью более 30 уз. и приливная волна создают идеальные условия для выявления преимуществ закрытого поста управления. Если независимость от внешней среды действительно ощущалась благодаря стенкам рубки, то вот защищенность от шума двигателя впечатлила особенно. При 2800 об/мин уровень шума в рубке колебался вблизи 80 дБ(А) - такая умеренность возможна только при высоком качестве исполнения корпуса. Днище "32-го" образовано довольно килеватыми формами с выпуклыми сечениями перед транцем, придающими дополнительную остойчивость корпусу. Под молотящим все свои 370 л.с. на один гребной вал турбодизелем "Yanmar" легкое управление катером немыслимо без сдвоенного руля. Пробиваясь сквозь встречное волнение под нормальным углом дифферента, судно легко справляется с ним, при этом винто-рулевое устройство обеспечивает надежную и ровную обратную связь по управлению, и эта способность удерживает многих судовладельцев от перехода на более экономичные поворотно-откидные колонки.
Тучи брызг разлетаются вверх и в стороны, корпус работает на удивление хорошо, поддерживая в сухости составленное из двух изогнутых частей ветровое стекло. Те, что долетают до него, быстро удаляются двумя мощными стеклоочистителями, хотя на судне с такими характеристиками можно было бы предусмотреть менее интенсивный режим их работы. При скорости 18-20 уз. корпус свободно прокладывает путь сквозь волну, не подчиняясь внешним воздействиям и невероятно легко разбивая 1,8-метровые попутные валы. Дизель "Yanmar" почти без напряжения выдает требуемую мощность; на более спокойной воде в резерве останется солидный ее избыток.
Это не был день высоких скоростей, но мы поддерживали внушительные 26 уз. при 3450 об/мин, проходя под ветром вдоль западного побережья. Снизив обороты, судно повело себя лучше в диапазоне 17-21 уз. - ход, более соответствующий консервативному имиджу катера. Если и есть в нем какой-либо недостаток, он связан с пониженной экономичностью привода на прямой гребной вал. При спокойном 17-узловом ходе при 2800 об/мин "Yanmar" должен потреблять по 45 л/час, при росте скорости до 20 уз. расход возрастает до 54 л/час. Вскоре в качестве альтернативы будут устанавливаться новые дизели "Volvo-Penta" на 350 л.с., что, возможно, улучшит показатели экономичности.
Одним из побочных эффектов закрытой рубки может стать рост температуры внутри и необходимость проветривания. В условиях, когда кругом полно пены и брызг вопрос об открытии боковых дверей и верхних люков не стоит, но можно открыть кормовую дверь рубки - внутрь не попадет ни капли, выступающий козырек крыши прекрасно справится даже если катер накроет волна.
Трудно придумать лучший рубочный крейсер с такой обзорностью с поста управления
Менее убедительны водостоки ветрового стекла. Возможно, они в большей степени предназначены для отвода конденсата, но удары воды снаружи приводят к некоторому ее подтеканию под раму и переполнению неглубоких отводов. Вода продолжала двигаться вдоль панельных зашивок и попадала под подушки салона. Но условия все-таки были экстремальные; проблему может решить простая дополнительная резиновая накладка вдоль стока.
При улучшении погодных условий арсенал открывающихся дверей и люков "32-го" по-настоящему выйдет на передний план. Трудно придумать лучший рубочный крейсер с такой обзорностью с поста управления; в этом данная модель вне конкуренции. При управлении стоя большие верхние люки обеспечивают надлежащий вид на обстановку, при этом вставать на цыпочки не потребуется. Все приборы управления остаются доступными рукам, и при открытых боковых дверях возникает ощущение управления "южным" катером-кабриолетом.
Консоль управления имеет совершенно простые формы, с планшетом для размещения карты перед штурвалом. Сиденье рулевого регулируется по положению, и могло бы быть получше, если бы не необходимость откидывать его для расширения пространства камбуза. Что срабатывает идеально, так это механизм превращения переднего сиденья салона в место штурмана по левому борту. Эта производимая одной рукой операция предоставляет двухместное сиденье со столом для карт, поручнем и полезной при качке мягкой подушкой впереди.

Конструкция и оборудование

Завод-строитель применил стандартную схему формовки корпуса с трехслойной конструкцией палубы и бортов и обычным ламинированием днища стекломатом. Качество такой простой конструкции определенно высокое и не создает эксплуатационных проблем. Зашивка и внутреннее оборудование судна не беспокоят издаванием на ходу какого-либо шума, грохота или стука. Причина низкой шумности работы двигателя становится ясна, если заглянуть в моторный отсек. Шум пробивается через два препятствия - дополнительный барьер создает фанерная плита под крышкой люка машинного отделения в главном салоне. Обе крышки аккуратно уплотнены слоем упакованной в фольгу шумоизоляции. Под ними расположен такой же аккуратный отсек, сторона по правому борту которого легкодоступна; единственная проблема в том, что массивный водяной фильтр находится там по левому борту. В стремлении обеспечить максимальный комфорт в салоне, доступ к двигателю, лежащему под ним, для такого типа судна может быть несколько затруднен. Проектанты проделали специальную работу
для того, чтобы при необходимости весь моторный отсек мог быть раскрыт за счет откидывания оснований сидений над ним. Но если бы фильтр был просто переставлен на правый борт, как это было проделано с дополнительным указателем уровня, необходимость в полном раскрытии люка возникала бы намного реже.

Заключение
Мы пережили скверное лето с холодным июлем, поэтому странно, что чаще предметом нашего выбора были катера скорее для солнечных сиест, чем для укачивающих юго-западных ветров. Удивительно также, что большинство из нас не совершало круизов на катерах типа "Аквадора-32С". Вряд ли кто-нибудь захотел бы путешествовать в таких тяжелых условиях, какие выпали нам в день испытаний, но "32-й" безусловно с ними справился. Корпус судна представляет особую ценность в дальнем переходе - ему можно доверять, при этом "Аквадор-32" удивительно практичен и укомплектован на все случаи жизни. Наряду с успешной реализацией палубной эргономики он предоставляет высокий уровень комфорта в помещениях, особенно в центральном салоне. Эти достоинства мало влияют на стоимость катеров внутри"аквадорской" гаммы, но существенно расширяют круизные свойства испытанного судна. Существует концепция, заключающаяся в том, что если вы в безопасности, то вы счастливы, а если счастливы, то должны весело проводить время. В таком случае "Aquador-32C" обеспечит вам целую бочку радости.

Результаты теста

Обороты

2012

2400

2800

3000

3200

3300

3460

Скорость, уз.

11

14.3

17.5

20.8

23.2

24.1

26.0

Дифферент, град.

3.5

4.5

4.5

4.0

3.5

3.5

3.5

Расход топлива, л/ч

20.9

35.9

46.8

55.9

71.8

80.0

91.8

Путевой расход, миль/л

0.53

0.40

0.37

0.32

0.30

0.28

Запас хода, миль

294

223

208

208

181

170

158